ДЛ "МУЗ" №33 ВЛР
ЗОДЧЕСКАЯ РАБОТА

СИМВОЛИЗМ КАМНЯ

ВО СЛАВУ ВЕЛИКОГО АРХИТЕКТОРА ВСЕЛЕННОЙ

Под сенью Великой Ложи России

В. Д. Б. Андрей Богданов, Великий Мастер

Восток города Санкт-Петербурга


Достопочтенная Ложа «Муз» №33 на Востоке Санкт-Петербурга, освященная лета И.С. 5772 четвертого месяца 16 числа, возобновленная лета И.С. 6010 первого месяца 6 числа

ВО СЛАВУ ВЕЛИКОГО АРХИТЕКТОРА ВСЕЛЕННОЙ

Под сенью Великой Ложи России

В. Д. Б. Андрей Богданов, Великий Мастер

Восток города Санкт-Петербурга

Достопочтенная Ложа «Муз» №33 на Востоке Санкт-Петербурга, освященная лета И.С. 5772 четвертого месяца 16 числа, возобновленная лета И.С. 6010 первого месяца 6 числа

СИМВОЛИЗМ КАМНЯ В МАСОНСТВЕ

В символике первых двух степеней встречается три понятия: Необработанный камень (Rough Ashlar), Обработанный камень (Perfect Ashlar) и Камень с навершием (Broached Thurnel). Слово Ashlar, которым по-английски называются обработанный и необработанный камни, означает, согласно «Энциклопедии масонства» А. Маккея, «поддающийся обработке по всем направлениям вид песчаника, в том виде, каким он получен из каменоломни». Иными словами, это неокультуренный объект, имеющий в себе потенцию к изменениям, причем в любую сторону. Необработанный камень символизирует человека в его природном состоянии невежества, некультурности и порочности. Камень обработанный – это человек, который испытал на себе влияние образования, расширившего его ум, установившего границы его страстям, и привнесшего чистоту в его жизнь. Отполированный камень правильной формы может стать частью кладки здания.
А. Маккей отмечает, что в ранних масонских лекциях XVIII века обработанный камень не упоминается, а вместо него используется термин broached thurnel, т.е. камень с навершием. Необычное для современного английского языка словосочетание broached thurnel на самом деле восходит к французскому термину, и означает дословно «остроконечная башня». При этом, в ранних текстах говорится, что необработанный камень предназначен для подмастерьев, чтобы они опробовали на нем свои инструменты (jewels), а камень с навершием – для учеников, чтобы они учились работать и, по всей видимости, знали, к чему стремиться. Глядя на камень с навершием, ученик узнает о формах квадрата, треугольника, куба и пирамиды. Таким образом, к реальной практической работе приступает только подмастерье.
В словаре «Масоны» С.П. Карпачева читаем: «Камень – символ бытия, означает прочность, гармонию с самим собой; противоположен пыли, песку, щебню. <…>»; «Кубический камень – символ 1) материального мира; 2) гармонии четырех элементов <…>; 3) устойчивости, стабильности, порядка <…>».
Французский философ Рене Генон в книге «Символы священной науки» указывает на то, что для каменотесов и строителей дикий камень олицетворял недифференцированную «первоматерию», или «хаос», тогда как полностью обработанный камень олицетворял завершенность и совершенство дела. Также, Генон вводит значение дикого камня как materia prima, первоначальной материи, «универсальной девственницы», хаоса, находящегося у истоков всей проявленности, чистой потенциальности и «Матери всех богов». В другом месте своей книги Генон говорит о народной этимологии, ошибочно возводящей имя богини Кибелы, являющейся как раз Великой матерью богов к слову «куб».
Слово «камень» встречается в именах собственных. Так, например, др.-греч. Πέτρος – камень, закомое нам как имя Пётр. Самый известный Пётр – один из двенадцати апостолов Христа, изображаемый в христианской иконографии держащим ключи от рая. Изначально Пётр носил имя Симон (Симеон) (ивр. ‏שמעון‏‎). Имя Пётр возникло от прозвища Кифа (арам. כאפא — камень), которое ему дал Иисус. В Евангелие от Матфея есть следующие строки (Мф. 16:18):

Я говорю тебе: ты — Пётр, и на сем камне

Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её.

Кстати, имя Пьер (также «камень» по-французски) носил герой романа «Война и мир» Пьер Безухов.

[...] обработанный камень – это некого рода предвестие, обещание, что посетитель встретит в здании людей, подобно камню «окультуренных», работающих над собой, а вступающий в Ложу – получит инструменты для того, чтобы приблизить себя к такому состоянию. [...]

Я сказал!

Made on
Tilda