ДЛ "МУЗ" №33 ВЛР
ЗОДЧЕСКАЯ РАБОТА

ШАГ ПЕРВЫЙ

ВО СЛАВУ ВЕЛИКОГО АРХИТЕКТОРА ВСЕЛЕННОЙ

Под сенью Великой Ложи России

В. Д. Б. Андрей Богданов, Великий Мастер

Восток города Санкт-Петербурга


Достопочтенная Ложа «Муз» №33 на Востоке Санкт-Петербурга, освященная лета И.С. 5772 четвертого месяца 16 числа, возобновленная лета И.С. 6010 первого месяца 6 числа

ВО СЛАВУ ВЕЛИКОГО АРХИТЕКТОРА ВСЕЛЕННОЙ

Под сенью Великой Ложи России

В. Д. Б. Андрей Богданов, Великий Мастер

Восток города Санкт-Петербурга

Достопочтенная Ложа «Муз» №33 на Востоке Санкт-Петербурга, освященная лета И.С. 5772 четвертого месяца 16 числа, возобновленная лета И.С. 6010 первого месяца 6 числа

ШАГ ПЕРВЫЙ

Высокочтимый и все вы Братья во всех ваших степенях и званиях, сегодня я хотел бы представить вашему вниманию свой первый камень.

В качестве эпиграфа к работе, мне бы хотелось поделиться с Вами стихотворением Ирина Расшивалова:

Луна, Луна! Как много в этом слове!

Какая тайна с ним сопряжена!

Как одинокий страж на небосклоне

Сияет одинокая луна.


Или она совсем не одинока?

Ведь рядом с нею мириады звёзд,

Которые, как стражи непреклонно,

Оберегают отраженья грёз.


Луна печальна и невозмутима,

И свет её чуть виден в темноте,

Но признана царицей каждой ночи,

Она всегда средь звёзд на высоте.


Луна, Луна! В ночи — источник света,

Богиня Космоса, властитель наших чувств,

Мы ей буквально молимся за это,

Прощая всю причудливость безумств.

Луна это одно из немногих, что объединяет всех без исключения людей, как жителей мегаполисов, так представителей первобытных племен затерявшихся на просторах планеты. Мы, люди, можем прожить жизнь и ни разу не увидеть горы или океан, заброшенную деревеньку или огромный мегаполис, но мы все без исключения, как собственно и миллиарды наших предков видели ЕЕ прекрасную повелительницу ночи Луну.

Притом что Луна знакома каждому, никто не знает ЕЕ по настоящему. Слишком много вопросов без ответов связано с ней.

Даже в основополагающем вопросе и бесконечном споре о возникновении жизни на нашей планете Луне отводят важную роль. Сторонники самозарождения жизни на земле с последующей эволюцией констатируют ей роль в стабилизации угла наклона оси вращения земли в 23,5 градуса – оптимальном для смены сезонов и зарождения и поддержания водно-углеродной жизни. В тоже время сторонники «великого замысла», отмечают, что в геометрических размерах системы Солнце-Земля-Луна слишком много удивительных «совпадений» сочетающих принципы подобия и золотой пропорции. А ведь еще есть сторонники теории инопланетного эксперимента по созданию нашей жизни, где луна представляет из себя огромный, искусственный, полый объект с размещенной в недрах базой инопланетного разума, присматривающей за нами до поры и охраняющей от угроз исходящих из Вселенной.

Будде приписывают следующую фразу: «Три вещи нельзя скрыть надолго: солнце, луну и истину». Так что когда-нибудь и истинная роль Луны в зарождении жизни откуется всем.

А какое место отведено символу Луны в масонство?

Для начала хотелось бы отметить удивительный факт: что не только символизму Луны нашлось место в масонстве, но и масонству непосредственно на Луне!

Великий мастер Техаса Джон Гай Смит незадолго до пятидесятилетия высадки человека на Луне просветил мировое сообщество наверное о самой необычной масонской ложе, а именно о ложе «Спокойствие» №2000. Дело в том, что по поручению Высшего Совета Южной юрисдикции действительный член двух масонских лож, посвященный в 33-й градус ДПШУ Базз Олдрин провел процедуру инициации первой масонской ложи Луны будучи непосредственно находясь на ее поверхности в составе экипажа «Аполлон-11», закрепив таким образом за Техасской Великой ложей право открыть на спутнике Земли филиал – Великую Провинциальную Лунную ложу. Посадка лунного модуля была произведена в море Спокойствия, поэтому новая структура получила название Ложа «Спокойствия». Но главное в этой удивительной истории то, что ложа «Спокойствия» функционирует и сегодня и имеет в своем составе около 1200 членов. Поскольку по техническим причинам собираться на Луне пока не представляется возможным, она базируется в Техасе под эгидой Великой Ложи южной юрисдикции и собирается ежеквартально.

Насколько эта история правдива и не является ли это очередным масонским заговором - судить Вам. Но вернемся к символизму, так как его осмысление и является целью этой работы.

Традиционно в масонстве луна олицетворяет высокую, платоническую любовь и воздержание. Данный символизм уходит своими корнями в великие древние мистерии превозносящие Непорочную Деву мира, Великую Матерь всего сущего.

Апулий, древнеримский писатель, поэт и философ, приписывает данной богине следующие слова: «Вот я пред тобою… твоими тронутая мольбами, мать природы, госпожа всех стихий, изначальное порождение времен, высшее из божеств, владычица душ усопших, первая среди небожителей, единый образ всех богов и богинь, мановению которой подвластны небес лазурный свод, моря целительные дуновенья, преисподней плачевное безмолвие. Единую владычицу, чтит меня под многообразными видами, различными обрядами, под разными именами вся вселенная. Там фригийцы, первенцы человечества, зовут меня Пессинунтской Матерью богов, тут исконные обитатели Аттики — Минервой, здесь кипряне, морем омываемые, — Венерой, критские стрелки — Дианой, элевсинцы — Церерой, древней богиней, одни — Юноной, другие — Беллоной, те — Гекатой,, а эфиопы, арии и богатые древней ученостью египтяне почитают меня так, как должно, называя настоящим моим именем — царственной Исидой».

Исида часто изображается вместе со своим сыном Гором на руках. Голова ее увенчана лунным шаром. Точно также христиане изображают Деву Марию, с младенцам Исусом на руках и нимбом над головой. Непорочная Дева в христианстве идеал женщины, символ веры, любви, чистоты, воздержания и материнства. Схожими функциями ее наделяли и наши предки зная под другими именами и олицетворяли среди прочего с Луной.

Таким образом, мы прослеживаем явную связь между луной и тем чистым возвышенным смыслом, вложенным нашими Братьями в ее изображение на Табеле Ложи.

На большинстве Табелей Луна изображается как растущий месяц – традиционный символ прироста, девственной чистоты и возрождения, такой какой она представлена на востоке нашего храма, но на нашем табеле Луна запечатлена в фазе полнолуния и на мой взгляд это отражает тот особый статус, какой есть у нашей Ложи. Традиционно с Луной связывают женское начало, а с фазами луны этапы женской жизни: растущая – детство, полная – материнство, стареющая – увядание. Так как наша Ложа является материнской ложей для Лож северо-запада, а если вспомнить и проследить преемственность с елагинской Ложей «Муз» то и для всех Лож России, следовательно, полнолунное изображение на Табеле уместно и законно.

Озвученное мной до настоящего момента является традиционной, канонической трактовкой символа Луны, но на Ваш суд я хотел бы предложить трактовку иную, навеянную мне именно нашим Табелем с изображенной полной Луной во время очередного «Наставления учеников» на наших работах.

<...>

Выходит, что говорить о значении Луны не возможно без хотя бы краткого упоминания Солнца. В Библии о Луне и Солнце говорит следующее:

«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один».
«И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвертый» (Книга Бытия).

Для автора Библии, Солнце и Луна отделены и не связаны с истинным первоначальным светом и равны любому другому сотворенному объекту вселенной. Упомянутые вскользь, они демифологизированы и десакрализированы — и, в целом, сведены к природной реальности. Им отведена роль «светильника» для освещения земли и календаря для отсчета времени.

Мэнли Холл в своем фундаментальном труде «Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической розенкрейцеровской и символической философии» предлагает взглянуть на солнце несколько иначе:

«Приход Солнца радостно приветствуется. Уход Солнца считается периодом несчастья и печали. Этот великолепный лучистый дневной шар, истинный свет, «который светит каждому человеку, приходящему в мир», высший благодетель, поднимающий все вещи из мертвых, кормящий множество страждущих, спокойный в буре, после умирания воскресающий вновь и оживляющий все вещи, — этот верховный дух человечности и благодетельности известен крещеному человечеству как Христос, Искупитель миров, от Отца Рожденный, Слово из Плоти и Надежда Славы».

Если Солнце Христос и истинный свет, по мнению Мэнли Холла, то что же Луна не имеющая собственного света и лишь переотражающая свет Солнца.

На Табеле мы видим просвет в облаках и лик Луны в окружении семи звезд.
Облака скрывая Свет создают тени. Тени со временем могут превратится в сумрак, а сумрак в тьму. Человек оказавшийся во тьме и не ищущей дорогу к Свету рано или поздно заблудится и сделается обиталищем похоти, греха и невежества.

<...>

Таким образом, облака окружающий лик Луны очень похожи на профанский мир, где-то светлый, а местами и темнее грозовой тучи.


Тучи на изображении клубятся и пытаются сомкнуться, но складывается ощущение, что путь им преградили звезды. На пути невежества и греха испокон веку стояли учителя, просветители, люди наделенные знаниями и желающие делится ими с достойными страждущими, с ищущими света профанами. Такими людьми несомненно являются мастера масоны, обладающие внутренним светом, не таким ярким, как Солнце, но способным указать путь во тьме заблудшим.


На Табеле вы видите семь звезд – семь мастеров:

<...>

Так что же тогда символизирует Луна. Луна по своей физической сути камень. Камень безжизненный, неодухотворенный, «прах земной».

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою». (Книга Бытия, глава 2).

Луна-Камень-Луна-Прах под воздействием божественного света оживает, приобретает душу. Становится подобна Человеку. Человеком-Луной. Человеком, идущим день ото дня по пути проторенным Солнцем-Христом. Пусть этот путь и пролегает во тьме, но человек пытается ее рассеять полученным от Солнца светом. Светом знаний и благодеяний.


В священном писании есть следующие слова: «Сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему» (Книга Бытия, глава 1).

Как Сын Божий в своей земной жизни обрел форму человека и отличался от остальных лишь своим внутренним содержанием, своим внутренним божественным светом. Так человек принимая Истинный Свет становясь подобным Христу, светилу-Солнцу и приобретает форму малого светила Луны, за тем отличием, от истинного Светила, что собственного божественного света не имеет.

Луна заключена в физическую форму каменного шара. Шар форма совершенная, как совершенен ребенок. И как ребенка легко можно столкнуть с пути праведного, так и каменный шар под легким воздействием катится по уклон. Как обрабатывает каменщик «дикий» камень придавая ему устойчивость, так и Семь звезд – семь мастеров окружающие на Табеле Луну-Человека способны его обработать, сделать устойчивым к воздействию греха и невежества, помочь и дальше следовать за Солнцем и не скатиться во тьму скверы.

В апокалиптических видениях, описанных в евангелиях и книгах пророков, неотъемлемым действующим лицом является Луна, престающая давать свет, или становящаяся красной как кровь. К примеру, Евангелие от Марка, Предсказание о разрушении Иерусалима, глава 13, стих 24: «Но в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего».

Так может быть, в силах масонства не допустить, что человек-Луна перестанет светить и померкнет и тем самым не допустить очередной «Кары небесной»?

Ну и в заключении данной работы я бы хотел рассказать о тех выводах, которые я сделал, ища символическое значение Луны:

Цель ученической работы не найти правильное значение того или иного символа. Вполне возможно, что правильного значения и не существует вовсе. Египетский суфий Зун-Нун аль-Мисри сказал: «Каким бы мы ни воображали Бога. Он не такой».

Выполнение данной работой побуждают Ученика от намерения искать истину, к непосредственному ее поиску и настоящему Мастеру по большому счету и не важно к какому ответу придет Ученик на поставленный вопрос, а важно, что в процессе поиска ответа у Ученика рождались новые вопросы.


Я искренне благодарен Бр. Алексею за то, как он мастерски, легко и ненавязчиво увел меня от поиска всего одного ответа на один вопрос и направил на поиск десятка новых вопросов и ответов, за которыми последую уже сотни. Спасибо большое Дорогой Брат!

Я сказал!