Интересным совпадением можно считать, что имя древнеримского поэта, ставшее названием ложи Пушкина, было особо близко его сердцу: «Начиная со стихотворения, посланного Н. И. Гнедичу из Кишинева уже 24 марта 1821 г. («В стране, где Юлией венчанный...»), Пушкин не раз проводил параллель между судьбой Овидия и своей собственной: <...> Не славой — участью я равен был тебе («К Овидию», 1821)» [10]. Дело в том, что интерес к личности Овидия появился у Пушкина еще в лицейские годы, но позже он стал ассоциировать себя со знаменитым римлянином и по причине сходства биографий поэтов – оба отбывали ссылку недалеко от устья Дуная. Не раз мы можем встретить имя Овидия в пушкинских строках.
На момент принятия в ложу «Овидий» Пушкину уже исполнился 21 год, а в 1818 г., когда он едва не вступил в «Три добродетели», поэту было 19 лет. При этом, случись его инициация в 1818 г., это бы не противоречило правилу принимать в масоны достигших 21 года, так А.С.Пушкин был луфтоном – его отец Сергей Львович, и, кстати говоря, и дядя Василий Львович были масонами [1, с.92-93]. Сергей Львович был посвящен в ложе «Северный щит» в Варшаве в июле 1814 г., посещал ложи «Три добродетели», «Три светила», «Елизавета к добродетели». Василий Львович, посвященный в 1810 г. в ложе «Соединенные друзья», состоял в ложе «Елизавета к добродетели», а также был секретарем и первым стюартом в ложе «Ищущие манны», посещал работы «Александр к тройственному спасению» в Москве и Капитул Феникса в Петербурге [1, с.93, 135].
Также известна строчка из письма Пушкина Жуковскому (1826 г.): «Я был масон в кишиневской ложе, т.е. в той, за которую уничтожены в России все ложи» [1, с.91]. Долгое время сведения о масонстве Пушкина ограничивались лишь этой фразой. Отметим, что с исторической точки зрения такая оценка не соответствует истине, просто так получилось, что ложа «Овидий» была открыта последней перед запретом.
Ложа «Овидий» входила в союз Директоральной ложи Астрея под №25, работала на французском языке. Ложа просуществовала совсем недолго [8, с.1017]. Фактически – начиная с мая 1821 г, получила конституцию в сентябре, а в ноябре того же года была закрыта. Напомню, что в 1822 г. вышел указ о запрете масонских лож и других тайных обществ в России. Имеются сведения, что после запрета ложа «Овидий» была присоединена к послушанию Великой Ложи Румынии [7, с.321].
Строго говоря, о самой ложе «Овидий» известно очень мало – практически нет надежных источников [7, с.321]. Члены ложи – главным образом иностранцы, военные, или люди свободных профессий. Всего в списке, приведенном в словаре А.И.Серкова, перечислены 33 имени [8, с.1017]. Выделяются среди них автор прототипа первой русской военной энциклопедии — «Военного словаря», генерал-лейтенант Сергей Алексеевич Тучков, член-основатель и милостынесобиратель (амунир) ложи, с которым Александр Сергеевич был в замечательных отношениях, участники Отечественной войны 1812 г. отставной майор Николай Степанович Алексеев, статский советник, полковник Яков Иванович Бароцци и поэт, декабрист Владимир Федосеевич Раевский, правитель молдавского княжества Михаил Георгиевич Суццо и генерал-майор Павел Сергеевич Пущин, досточтимый мастер ложи, которому Пушкин посвятил стихотворение «Генералу Пущину» — единственное в пушкинском литературном наследии, где есть прямые отсылки к символизму братства вольных каменщиков: