ДЛ "МУЗ" №33 ВЛР
ЗОДЧЕСКАЯ РАБОТА

СОЛНЕЧНАЯ СИМВОЛИКА В ТРАДИЦИЯХ И РИТУАЛАХ МАСОНСТВА

ВО СЛАВУ ВЕЛИКОГО АРХИТЕКТОРА ВСЕЛЕННОЙ

Под сенью Великой Ложи России

В. Д. Б. Андрей Богданов, Великий Мастер

Восток города Санкт-Петербурга


Достопочтенная Ложа «Муз» №33 на Востоке Санкт-Петербурга, освященная лета И.С. 5772 четвертого месяца 16 числа, возобновленная лета И.С. 6010 первого месяца 6 числа

ВО СЛАВУ ВЕЛИКОГО АРХИТЕКТОРА ВСЕЛЕННОЙ

Под сенью Великой Ложи России

В. Д. Б. Андрей Богданов, Великий Мастер

Восток города Санкт-Петербурга

Достопочтенная Ложа «Муз» №33 на Востоке Санкт-Петербурга, освященная лета И.С. 5772 четвертого месяца 16 числа, возобновленная лета И.С. 6010 первого месяца 6 числа

СОЛНЕЧНАЯ СИМВОЛИКА В ТРАДИЦИЯХ И РИТУАЛАХ МАСОНСТВА

Из глубокого философского осмысления сил и принципов солнца пришла концепция Троицы, как она понимается сегодня. Доктрина Триединого Божества присуща отнюдь не только христианской или Моисеевой теологии, но образует заметную часть догм великих религий как древнего, так и современного мира.
Солнце, как высшее среди небесных тел, видимых для астрономов античности, было высшим среди богов и стало символом высшей власти Самого Творца. Истоки Троицы ясны всем, кто наблюдает ежесуточное появление Солнца. Это шар, будучи символом Света, имеет три различные фазы: восход, полдень и закат. В современном христианстве – Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух.

Во многих древних цивилизациях Солнце считалось либо самим Богом, либо видимым его проявлением/образом. Солнце считалось одним из воплощений тройственности бога: бога отца и создателя, символами которого служили солнечные лучи. Культ Солнца существовал у всех народов, перешедших от кочевого скотоводства к земледелию; он породил индуизм и ислам, сабеизм (культ небесных тел), эзотерическое учение Заратустры, суфизм, пантеизм, культ Ваала, Гелиоса, Саба (Всевышнего), Зевса, Аполлона, Юпитера, Амона, Гора, Осириса, Гарпократа, Тума, Мемнона, Кроноса, Антона, Шамаша, Герактеса, Феса, Бела (что значит: Высокий, Главный, Царь, повелитель, Хозяин), Ашура, Ануриса, Адода, Иеговы, Митры, Уиракочи и т.д. Считается, что культ Солнца мог быть источником генотеизма, а затем и монотеизма.

Египет. В начале времен были трое: Единый Бог Ра и двух Его творения – Свет и Тьма. И связаны они воедино. И, поэтому, троичность Единого Бога Ра и двух Его творений имеет символ – «треугольник». Древняя Греция. Бог Гелиос. Империя Инков. Солнце в культуре Инков рассматривалось в качестве родоначальника и покровителя. Инти - Бог Солнца. Инки и император, считались сынами Инти. Империя Ацтеков. Ацтеки тоже считали себя детьми Солнца. Три главных бога были Кетсалькоатль (Пернатый Змей, белое солнце), Тескатлипока (Дымящееся зеркало, бог творец, красное солнце) и Уицилопочтли (бог войны).

Христианство. В христианском образном мире восходящее все снова и снова на востоке Солнце является символом бессмертия и воскресения, и Христос на мозаике отождествляется с Гелиосом в лучезарном ореоле на солнечной колеснице, либо выступает судьей мира, окруженный солнечным нимбом. Так как Христос также является властелином времени, то он связывается с установлением продолжительности дня по Солнцу, что особенно часто отображается в романском искусстве. У христиан Солнце – Бог-Отец, правитель и опекун вселенной, излучающий свет и любовь. Христос, «Солнце праведности», Логос, божественное начало в человеке. Солнце и Луна, изображенные вместе с распятием, означают двойственную природу Христа и силы природы, поклоняющиеся Господу Вселенной. Солнце – местопребывание архангела Михаила, а Луна – Гавриила. Христос – «Солнце правды» - занял место популярного в поздней Римской империи бога Мирты – символа возрождения Непоколебимого Солнца.

Значение Солнца в Масонстве

Масоны вобрали в себя тайны многих древних культур, которые имеют в той или иной мере символику солнца, которые увидели в солнце и в его циклах источник жизни и изменения природы, благодаря которым возможно существование всего живого на земле.

Так […] празднества в дни Летнего и Зимнего солнцестояний, т.е. 24 июня – День рождества Св. Иоанна Крестителя ("Св. Джона"), а 27 декабря – День Св. Иоанна Богослова. В эти дни проводятся совместные братские застолья. Собрания по избранию офицеров на текущий год с последующей инсталляцией (в тот же день) проводится на собрании, непосредственно предшествующем дню Зимнего солнцестояния. […].


Мастер Света и Жизни, Солнце и Луна обычно символизируются […] Мастером и Стражами, и это налагает на Мастера обязанности распространения Света среди людей, лично и через посредство Стражей, которые суть проводники этого света. […]. Ложа, которая в широком симоволическом образе, также символизирует Вселенную, с его земным полом и потолком, открытое пространство.

Протяженность ложи от востока до запада обусловлена не только тем, что Солнце, «слава Господа», восходит на востоке и заходит на западе, но и тем, что просвещение зародилось на Востоке, а затем распространило свой священный свет на Запад.

Более того, восточная сторона символизирует человеческую духовность, его высшую и наиболее возвышенную форму сознания, которая у большинства людей пока очень мало, а то и вообще неразвита, пребывая в латентном состоянии и активизируясь лишь в моменты стресса или глубокого чувства. Запад как полюс, противоположный востоку, олицетворяет здравый смысл человека, его рациональное сознание или материальное направление ума, который он направляет на решение повседневных проблем. На полпути между востоком и западом находится юг, место встречи духовной интуиции и рационального понимания; точка между абстрактной интеллектуальностью и интеллектуальной силой, призванной – подобно солнцу, достигающему наибольшей яркости на юге, – развиться до наивысшего состояния. Сторона, противоположная югу, – север, сфера тьмы и невежества, доступная только чувственному постижению и впечатлениям, получаемым посредством низшей, чувственной природы.

[…], работа символически начинается ровно в полдень, подчеркивая солярность события, ибо в полдень перпендикулярные лучи солнца освещают и согревают землю с наибольшей силой. Это – магическое мгновение, благоприятствующее трудам масонов, которые связывают все свои чаяния с понятием света.

Я сказал!